В 90-е годы у России остался только один выбор — стать сырьевым придатком остального мира. Сейчас же у России есть поле для развития потенциала — это различные пути перехода от сырьевой экономики к более развитой (с точки зрения ИТ и технического прогресса). Этот процесс уже начался: в Оренбурге начали производить отечественную искусственную кожу, во Владимирской области строят дирижабли, фермеры завозят зарубежный мясной скот, даже добывающая промышленность стала более наукоёмкой. Благодаря этому наше будущее на ближайшие лет 15 более-менее понятно. Ну а что дальше? На своеобразный десерт у нас останется Дальний Восток. Он в общем-то ещё не освоен. При этом у наших европейских конкурентов подобного полигона на будущее уже нет. Поэтому мы просто обязаны беречь Дальний Восток — это наше будущее. А сегодня я напишу только о малой его части, которую как раз-таки оспаривает Япония.
ВНИМАНИЕ! Много букв! На мой взгляд актуально и интересно, но если вам лень, то в конце есть раздел «Итоги».
Япония с самой Второй Мировой войны требует передать ей Курильские острова и южную часть Сахалина. Большая часть нашего населения, даже чиновники и правительство России — против этого. Наши люди не намерены отдавать или даже продавать Курильские острова японцам. Но всё же есть мерзкая категория россиян, которые спрашивают: «А нужны ли нам вообще эти Курилы?».
***
Начну с предисловия… Есть люди, которые совершенно ничего не зная о Курильских островах считают их бесполезными для России. Есть даже те, кто считает, будто бы они приносят убытки для нашей стране, мол, сколько денег из бюджета уходят на содержание этих клочков суши. Но это не так! Остров, по-большому счёту, есть не просит. Стоит он себе в море, никого не трогает, какие убытки? Конечно, всё же следует учитывать население островов и всего русского Дальнего Востока в целом. Регион в общем-то убыточный. Но разве так будет всегда? Например, 70% российского экспорта (т. е. примерно половину всего бюджета) составляют нефть и газ. Но в нефтяной и газовой сфере работают лишь 2% всего населения страны! Точнее 2% всех рабочих страны. Т. е. на одного работника нефтяной и газовой промышленности приходится 49 работников всех других отраслей! Получается, что он, в одиночку, приносит в бюджет столько же денег, сколько 49 его «коллег» вместе взятых. Так что, давайте тогда все вместе переедем в нефтяные регионы нашей страны, пойдём качать только нефть, а остальные регионы продадим соседям? Ну и что, что там, на Курильских островах, незначительно промышленное производство? Ну и что, что пока они приносит расходы. Всё ещё впереди! Да и население там крайне малочисленное, поэтому никак оно не может приносить больших убытков для остальной части страны. Чиновники-бюрократы приносят убытков для нашей страны гораздо больше. Думаю, финансовая сторона дела понятна. Давайте теперь разберёмся со стратегической составляющей.
***
Если не продажа, так может быть аренда? Есть и такая мерзопакостная категория россиян. Они говорят, мол, построят японцы там промышленность, «поднимут» острова в экономическом плане, а потом это всё нам достанется обратно. Сразу же, как только срок аренды закончится. Сторонники этого предложения приводят в пример Южную Корею, Южный Сахалин, которые долго были под властью Японии. Но поверьте, промышленный подъём Южного Сахалина (по сравнению с северной частью) и Южной Корее связан как раз с тем, что японцы не предполагали потом отдавать эти территории кому-то. Они думали, что эти земли будут в составе их страны вечно, поэтому и вложились в них по полной программе. Если отдать временно Курилы японцам, они только высосут из них все ресурсы, а нам оставят пустыни, вырубленные леса, ущемлённую фауну, в общем — опустошение. Никакой промышленности они нам не оставят. Более того, не следует путать XX век с XXI. Если предприятия, построенные японцами в Корее в начале XX века долго считались современными и даже к началу Второй мировой ещё не устарели, то в послевоенное десятилетие предприятия начали устаревать значительно быстрей! Это называется «научный прогресс». В XXI веке всё устаревает ещё быстрей. Даже если японцы построят на Курилах заводы, то через пятьдесят лет, когда острова снова отойдут к нам, эти заводы будут настолько отсталыми, что дешевле будет их снести. Запомните: японцы не будут кормить никого, тем более русских. Вроде как с арендой разобрались, читаем дальше.
***
Теперь поговорим о продаже, которой так ждут (но не дождутся) японцы. Конечно, за такую территорию (15,6 тыс. км2) получить от богатой Японии денег можно много. Но давайте рассмотрим вопрос такой формулировки: «А что же мы потеряем, если продадим Курильские острова?».
У Курильских островов есть сразу несколько стратегически важных свойств. Правда не у всех… Вспомните, ведь после войны, когда острова отошли к нам, японцы сначала требовали «вернуть» им сразу все Курильские острова. Затем они «согласились» требовать от нас только так называемые «Южные Курилы». Но в последнее время японцы стали ещё добрее — они требуют от нас даже не все южные острова, а лишь четыре из них: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. У вас не возникло вопроса, почему японцы так упорно требуют именно эти острова? Можно предположить, что это из-за соседства. Это ведь самые близкие к ним острова из всех Курил. Но тогда почему японцы, вместо Курил, не требуют Южный Сахалин, например? Ведь он тоже принадлежал им до войны, так же как и Курилы. Сахалин так же как и Курилы близко расположен к японскому острову Хоккайдо (см. рисунок).
Есть даже проект туннеля между Сахалином и Хоккайдо через пролив Лаперуза. Ширина пролива около 45 км, а средняя глубина 40 м. А вот подобного проекта туннеля между Хоккайдо и Кунаширом японцы не планируют, хотя ширина разделяющего их Кунаширского пролива 24 км. Причина — гораздо большая сейсмическая активность в проливе и его большая глубина (до 2500 м). По этой же причине нельзя соединить мостами и туннелями даже самые близкостоящие острова в самой Курильской гряде. Нет даже проекта туннеля или моста через Советский пролив (отделяет наш остров Танфильева от Хоккайдо), хотя его глубина 50 м, а ширина всего 10 км. А ещё на Сахалине нефти больше, чем на Курильских островах… Так почему же японцы из всех территорий, некогда принадлежавших им, требуют именно Курилы, а не что-либо ещё? Да и Курилы тоже уже не все, а только четыре острова? Самые либеральные японцы вообще готовы согласиться не на все четыре южных острова, а поделить их по площади пополам между нашими странами. Проект разделения примерно такой: разделить территорию четырёх островов примерно поровну, 50% оставить России, а 50% отдать Японии.
***
Сразу говорить, в чём же ценность Курил я не буду. Сначала отойдём немного от темы. Вспомните, что такое Северный Морской путь (СМП). Это путь, соединяющий Азию с Европой через моря Северного Ледовитого океана. СМП дешевле, чем сухопутные перевозки между Китаем, например, и Европой. СМП так же короче, чем путь по южным морям от Восточно-Китайского моря, через Индийский океан, а потом через Красное и Средиземное моря в Европу или, вместо последних двух, в обход всей Африки через мыс Доброй Надежды в Атлантику и оттуда в Европу. У СМП только один недостаток — плохая ледовая обстановка. В связи с этим приходится пользоваться ледоколами (российскими). А платить русским за ледокольные услуги никто не хочет. А без них никак! Моря Северного Ледовитого океана — практически единственные из морей, которые зимой покрываются льдом, подобно рекам и озёрам. Но кроме северных морей в зимнее время замерзает ещё и Охотское море, точнее его большая северная часть. С октября по май—июнь северная часть моря покрыта льдом. Юго-восточная часть практически не замерзает. А Охотское море уже относится к бассейну Тихого океана и отделяется от него теми самыми Курильскими островами.
В силу вышеописанного зимой отечественный флот на Дальнем Востоке может испытывать трудности по выходу в акваторию Тихого океана. Проливы между Курильскими островами тоже на зиму замерзают, но не все! Судоходными (без помощи ледоколов) круглый год остаются проливы Екатерины (между Кунаширом и Итурупом) и Фриза (между Итурупом и Урупом). Пользоваться портами Охотского моря на континенте (в Магадане, например) зимой невозможно, т. к. замерзает само море! А Курилы всегда возле чистой воды. Поэтому наиболее перспективны порты именно на Курильских островах. Да, пока мы их практически не используем, но можем! Всё ещё впереди. Представьте, если бы у нас даже возможности такой не было бы… К Тихому океану ещё выходит побережье Камчатки. Но для того, чтобы его использовать нужно проложить хорошие дороги от Магадана (где есть железная дорога) до портов на Камчатке. Вдобавок нужно увеличить пропускную способность железной дороги до самого Магадана. А зачем эти пути? Для того, чтобы проехать с грузом лишние тысячи километров от того же Хабаровска до камчатских портов? Погрузить их потом на суда? А уже эти суда должны будут перевезти груз в США и Канаду, или в Латинскую Америку, или в Океанию и выгодно продать?
Зачем же везти их по суше лишние километры, когда можно привезти их в Приморье, и сразу же выгрузить в портах, направить суда до Курильских островов и незамерзающими проливами выйти на просторы Тихого океана. Быстрей и дешевле, чем делать железнодорожный крюк вокруг Охотского моря. Правда в этом случае просто необходимо построить туннель через пролив Невельского (самая узкая часть между Сахалином и континентом). Этот туннель позволит везти грузы сразу в порты Сахалина, а не во Владивосток. Это ещё короче. Это же позволяет миновать пролив Лаперуза между Сахалином и Хоккайдо, который зимой покрывается льдом. Из-за этого связь между Владивостоком и Курильскими островами через русские проливы прерывается, можно использовать только японские. Имея туннель до Сахалина можно из его портов плыть по незамерзающей части Охотского моря и курильские проливы в Тихий океан. Порты на самих Курильских островах в этом случае могут быть промежуточными базами для транспортов и базами для рыболовецких судов.
Стойте! А как же Владивосток и Находка? Они же тоже выходят к морю в бассейне Тихого океана! Да, но они выходят не к Охотскому, а к Японскому морю, которое как бы «отрезано» от океана Японскими островами (в основном Хонсю). Чтобы из Владивостока коротким путём попасть сразу в Тихий океан нужно проплывать через пролив Цугару между островами Хоккайдо и Хонсю. Он тоже не замерзает зимой и даже не перекрывается территориальными водами Японии. Но всё же через Владивосток проще попасть на Тайвань, в сам Китай, Филиппины, а так же в Индийский океан. Это уже логично — выплываешь из Владивостока или Находки и напрямик идёшь, например, в Индонезию, без лишних обходов. Но для того, чтобы приплыть в американские Гаваи, или через весь Тихий океан к побережью Мексики, США или Канады пришлось бы делать крюк, не будь у нас Курильских островов. Словом, наши самые южные порты в Японском море (Владивосток и Находка) больше подходят для эффективной торговли только с западной частью Тихого океана и восточной частью Индийского. А благодаря портам, расположенным на Курильских островах мы можем ещё и эффективно торговать с центральной и восточной частями Тихого океана.
Некоторые юристы и те, кто просто знают международное право мирного прохода через проливы, тем не менее утверждают, что даже если все незамерзающие проливы окажутся в руках японцав, мы сможем и дальше их использовать. По их мнению, ограничение российского судоходства в этих проливах (тем более введение платы) противоречило бы общепризнанному в международном праве праву мирного прохода. Более того, Япония не имеет архипелажных вод. Но неужели нормальный человек будет верить, что так будет всегда? Международное право имеет склонность к постепенному изменению. К тому же, если мирный проход нам запретить пока никто не может, то как быть с военными судами? Или мы должны отказаться от статуса морской сверхдержавы? Вдобавок, с этим мнением не согласны очень многие политики и военные. Как пример приведу Егорова М. И. — он начальник Федерального главного управления «МАП Сахалина» министерства транспорта РФ. Он тоже считает, что свободный выход в Тихий океан будет потерян в результате территориальных уступков. Другие высказывания по этому поводу можно услышать от членов «Всероссийского комитета защиты Курил».
***
И снова я отойду немного в сторону. Добавим небольшой исторический экскурс. Во Вторую Мировую японцы воевали на Тихом океане в основном с американцами. Немного повоевали и с австралийцами, англичанами. А вот с СССР не воевали, хотя до него было гораздо ближе. Почему японцы не стали воевать со своим соседом, ведущим в то время тяжёлую войну с фашистами, а ввязались в войну с США — страной, которая расположена на другом конце самого большого океана в мире? Вопрос сложный, причин для этого было много. Но нас сейчас интересуют не причины, а результат — принципиально война на таком большом расстоянии возможна. Так показала история. Значит выгодная торговля — тем более! А помните, с чего именно началась война между Японией и США? С нападения (подло, без предупреждения, не по-самурайски) японцев на Пёрл-Харбор, базу ВМФ США на Тихом океане.
Нападение было осуществлено флотом, под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо. Это знают многие. А знаете, откуда этот флот вышел в свой секретный поход против США? Из порта Йокогамы, Токийского порта, или может быть Хиросимы? Нет, флот базировался в порту Хитокаппу. Там его собрали из отдельных соединений и он двинулся в свой мрачный поход. Для справки: первые три названные мной порта находятся на территории современной Японии. А порт Хитокаппу ныне находится на территории России, на острове Итуруп. Этот факт лишний раз доказывает, что на островах находится достаточное количество мест, пригодных для базирования даже военных судов. Что уж говорить о торговых и рыболовецких? Ещё раз для справки: чтобы собрать крупный флот, как сделали это японцы, одного порта не хватает, нужна система портов, расположенных близко друг от друга. С одной стороны все корабли рядом друг с другом, с другой стороны, они не напичканы штабелями в одном порту, поэтому ими удобно управлять, их удобно снаряжать. На Курилах до сих пор сохранилось несколько действующих и ещё больше заброшенных бывших японских военных портов. Их можно использовать и дальше! Таким образом благодаря Курилам у нас есть не только незамерзающие круглый год проливы напрямик в Тихий океан, но и хорошие порты. Аэродромы, кстати, тоже. На Итурупе до сих пор действует одна из бывших японских полос. Есть ещё несколько заброшенных, как на Итурупе, так и на иных островах.
Но и это ещё не всё! Курильские острова предоставляют нам ещё один приятный сюрприз, обнаруженный сравнительно недавно. Для этого давайте снова отойдём от темы, чтобы было понятней о чём пойдёт речь. Как вы знаете, металлы бывают сравнительно дешёвыми (железо, алюминий, медь, ртуть) и более дорогими (золото, серебро, палладий, платина). При этом есть ещё сверхдорогие металлы. Возьмём, к примеру, галлий. Его в природе гораздо больше, чем золота (примерно в 6300 раз). Но так уж распорядилась природа, что в природе нет ни одного месторождения галлия. Зато есть месторождения золота, и даже его самородки. В результате более распространённый в природе галлий стоит дороже, чем более редкое золото. Так же не существует залежей и многих других металлов. Такие металлы называют редкоземельными и рассеянными. Как на зло эти металлы очень востребованы промышленностью. Почитать об их применении можно в книге «О редких и рассеянных».
К чему я это пишу? Раньше к таким металлам относился и рений. В промышленности его добывают из ничтожных примесей в медной руде и его очень не хватает. В 2008 году, например, мировое производство рения составило всего 40 тонн. Но на нашем острове Итуруп неожиданно нашли единственное на сегодняшний день месторождение рения! К сожалению, его пока не разрабатывают. А зачем? Частично рений потребляется электронной промышленностью, а она у нас пока не развита. Другие сферы применения металла основаны на тугоплавкастью. Но в этой сфере Россия пока использует вольфрам. Вот когда вольфрама не будет хватать — обратимся к рению. А ещё из рения получаются самоочищающиеся электроды. Словом всё то, что характерно для высокоразвитой и наукоёмкой промышленности, которая в России пока только появляется. Вот и лежит себе рений в земле, никто его не трогает. А вот высокоразвитой японской промышленности рений нужен как воздух! В его отсутствии они конечно находят ему замену. Но вечно так продолжаться не может. Если же отдать или продать Итуруп японцам, мы тут же развяжем им руки. На разработке этого месторождения Япония сделает такой скачок в развитии, какой ей сейчас даже не снится. Сделано всё это будет, естественно, за счёт России.
Вы не поверите, но это тоже не всё. Помните, я выше писал, что острова сейсмически активны? Это, конечно, проблема. В результате землетрясений могут быть повреждены аэропорты, здания. Хотя морские порты своей функции от землетрясений не потеряют, а это главное. Но ведь сейсмическая активность может приносить и пользу. Так, если в Японии эта активность сводится к регулярным землетрясениям и извержениям вулканов, то на наших островах это ещё и приводит к действию не только больших, но и малых вулканов, а главное — гейзеров! Конечно, Курилы не сравнятся по количеству гейзеров с Камчаткой, но для потребления самими островами их более чем достаточно. Сейчас только одна страна в мире «питается» электричеством от геотермальных теплоэлектростанций (ГеоТЭС) — Исландия, страна злых вулканов и гейзеров. Они их используют потому, что больше никаких источников энергии у них нет. На Курилах источников тепла, кроме гейзеров, тоже нет. Поэтому волей-неволей придётся развивать эту отрасль энергетики. А это уже высокотехнологичная отрасль, т. е. то, что нам и нужно! Она более сложная и наукоёмкая, чем нефтедобывающая отрасль, к примеру. Даже по сравнению с классическими ТЭС современные ГеоТЭС — очень сложные сооружения. А наличие новой наукоёмкой отрасли — это стимул для дальнейшего развития науки, новые рабочие места, и, наконец, прибыль!
Сейчас учёные ищут применение и для вулканов, которых на Курилах не мало. Пока что применение найдено лишь для сравнительно малых вулканов. В двух словах можно сказать лишь, что вулканическая лава — это ведь тоже сырьё. А ещё к сырью можно отнести вулканический пепел, даже в качестве удобрения. Так же существуют проекты лавоотводных каналов для направления лавы в пониженные участки для создания надёжного «Фундамента». Такой же технологией можно создавать искусственные вулканические острова или полуострова. Такие острова предполагают использовать в качестве площадок для размещения нефтедобывающих вышек. Словом, на Курилах есть широкое поле для высоких технологий! Добывающие отрасли тоже в стороне не останутся. Нефти и газа на островах мало, но с повышением цен на нефть и эти месторождения могут быть на вес золота. Кстати, золото на Курилах тоже есть, запасы его оцениваются в 1800 тонн.
ИТОГИ
В общем, расставляя акценты на всём написанном, можно подвести итог, какую же ценность представляют для нас Курилы:
- прямой выход к Тихому океану, сразу, по морю через незамерзающие проливы не только для торговых судов, но и для военных (!) кораблей нашей страны
- наличие удобных мест для портов и аэропортов на самих островах, которые соединят их с континентом
- есть единственное в мире месторождение дорого металла
- перспективы для развития энергетики (ГеоТЭС) и других высокотехнологичных отраслей
В заключение, я хочу привести ещё один исторический пример, который показывает стратегическую важность наличия своих проливов. Ведь некоторые читатели скажут: вполне возможно делить право использования проливов, даже если они будут между японскими (территориально) островами, как это делается сейчас. Вспомните уже не раз упомянутую здесь Вторую Мировую войну. Часть её военных действий шла в Северной Африки. Там немецкие войска под руководством «лиса пустынь» Роммеля противостояли в основном англичанам, а затем и другим союзникам. Вспомните, как американцы и англичане доставляли туда подкрепления, технику, топливо и боеприпасы? Думаете, самым логичным и коротким путём — через Атлантику, а затем Гибралтарский пролив и в Средиземное море? Там вставали в удобные порты Алжира и Туниса, разгружались и войска с новыми силами шли в бой? К сожалению нет…
Американские и английские транспорты делали крюк: плыли вдоль атлантического побережья Африки. В основном использовали порты на территории нынешней Либерии, Нигерии и других африканских государств (тогда это были европейские колонии). Уже потом, сухопутным путём из этих портов подкрепления добирались до Северной Африки, до мест боевых действий. А ведь часто для этого приходилось либо огибать (ещё один крюк) пустыню, либо идти напрямик через Сахару! Зачем это было сделано? Почему англичане не пользовались своим Гибралтарским проливом? Причина была проста. Проливом не пользовались, чтобы не нервировать Испанию. В то время во главе Испании стоял генерал Франко, который хоть и придерживался нейтральных позиции в войне, но были серьёзные опасения вступления Испании в войну на стороне Германии и Италии. Франко даже не препятствовал формированию из добровольцев «Голубой дивизии», которая воевала на стороне фашистов и участвовала в блокаде Ленинграда. Но официальная Испания всё же была нейтральной страной. Британцы же не использовали свой Гибралтар лишь для того, чтобы не давать ни единого, ни малейшего формального повода для вступления Испании в войну. Так и получилось — испанское правительство не нервировали военные действия союзников.
Аналогичная ситуация может сложиться и в России, в наших отношениях с Японией в случае противостояния России с США или Китаем. Вообще, с любой страной, имеющей интересы на Тихом океане. Япония, как тихоокеанская страна, может стать союзником наших конкурентов. Если у нас не будет своих собственных проливов, ведущих прямо в Тихий океан, Япония (и не только она) будет иметь перед нами важное стратегическое преимущество. Имея же эти проливы мы можем не только не обращать внимания не крики японцев, но даже проплывать мимо их территории, только в наших территориальных водах, в проливах исключительно между нашими островами. Ведь на Дальнем Востоке у нас и без того сильные конкуренты в экономическом плане — Китай, Южная Корея и Япония. Есть и противники в политическом плане — США и та же Япония. Против нас могут использовать любые мелочи, не только проливы, если мы их потеряем. Пример привести? Охотское море, хотя и окружено практически со всех сторон территорией Российской Федерации, её внутренним морем не является! В его центре есть вытянутый в меридиональном направлении участок, который не входит в исключительную экономическую зону России. Юридически он является открытым морем. В англоязычной литературе его именуют «Peanut Hole». Любая страна мира имеет здесь право осуществлять лов рыбы и вести другую деятельность, но только в рамках, разрешённых конвенцией ООН по морскому праву. Поскольку этот регион является важным для воспроизводства популяции некоторых видов промысловых рыб, правительства некоторых стран прямо запрещают своим судам вести промысел на этом участке моря. Некоторых, но не всех… Подробней об этом, правда на английском языке, можно прочитать здесь (ссылка откроется в новом окне).
Кстати, флот «для самообороны» Японии включает в свой состав уже не только эсминцы и крейсеры, но и авианосцы (источник)
Этого вполне достаточно, чтобы нашкодить России до прибытия американских союзников.
Появилась хорошая новость! Анклав в Охотском море в 2013 году перестал таковым считаться. Россия добилась признания Охотского моря своим внутренним морем! Подробней здесь и тут.
Складывается впечатление, будто автор убеждает россиян не отдавать Курилы Японии, а мы, будто бы, так жаждем это сделать, аж руки горят! Каждый гражданин своей страны до боли переживает, когда наши территории отдаются другим государствам, да еще просто так! Как, например, не так давно Китаю! В любом обществе территориальные (да любые!) уступки, — это показатель слабости. А вот вероятность того, что наши «верхи» из-каких-то своих соображений, все-таки отдадут Курилы Японии, есть! Даже уверенность! Помутят-помутят, придумают «отмазку», из-за которой мы, якобы, не могли поступить иначе или нам, типа, это очень выгодно, — и отдадут! И это не только мое мнение! Хотя нашей власти на это наплевать!
Сложилось ложное впечатление
Денис, здравствуйте!
Можете прокомментировать последние сообщения: http://www.rbc.ru/politics/05/09/2016/57cc029d9a794715b19cd966 ?
В какую сторону движемся?
Думаю, что движемся в том же направлении, что и раньше. Никаких островов наше правительство им не даст. Вообще, похоже, наши политики пошли по пути максимального игнорирования этого вопроса и типа никакой проблемы нет. Собственно, так и есть. 🙂